Главная Написать нам Карта сайта

Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

МОДУЛЬНАЯ КУЛЬТУРООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования учащихся «КнигаДар»

Дополнительная образовательная программа
МОДУЛЬНАЯ КУЛЬТУРООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА
дополнительного образования учащихся
«КнигаДар»

                                                                                                                               Автор-составитель   В.А.Дмитриева

В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
 они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.
Петрарка Ф.

Современный мир –  постоянно развивающаяся информационная среда, часто агрессивная по отношению именно к школьникам.  Наши дети живут сейчас в условиях все более и более возрастающего потока информации, где ,  к сожалению, преобладают преимущественно западные идеалы: нравственные, эстетические. Народное русское творчество, произведения отечественной культуры, искусства и литературы, традиции стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями, дети часто не знают своих предков, теряют семейные корни. Возрастает проблема формирования у детей уважения к своей Родине, прошлому и самобытной русской культуре – народному творчеству и искусству.

Книга, как объект культуры, источник познания,  накопленного  поколениями и формирующая общекультурное пространство, утрачивает свою роль. Часто книгу заменяет компьютер или другие виды деятельности. В обществе существует культ  успеха, денег, известности, т.е. «звездности» и ни о какой любви к чтению речи нет. Это крайне опасная ситуация. Да, снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, связанная, прежде всего с развитием информационных технологий, но и от нас зависит, какое поколение придет вслед за нами. Культура, искусство, литература, книга  должны быть развивающим пространством для личности ребенка.

Санкт-Петербург – город музей под открытым небом, с богатейшим  культурным и духовным наследием, которое необходимо использовать в работе с детьми, особенно начальной школы через приобщение к чтению и творчеству. Школьная библиотека является духовным центром школы и ее миссия – всестороннее способствование развитию личности, ее интересов, ориентиров в жизни.

Учебно-образовательная деятельность библиотеки в Санкт-Петербурге невозможна без интеграции работы библиотекаря в область литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, изобразительного искусства. Именно школьная библиотека и библиотекарь  (в данном случае являющийся учителем) может помочь в формировании индивидуальности ребенка, развитии чувства прекрасного, творчества, фантазии через книгу и чтение.

Чтение как универсальное знание. Без него невозможно полноценное участие в культурной и социальной жизни общества.

Личностно-ориентированная программа «КнигаДар» создает благоприятные условия  развития  через игровые библиотечные занятия.

Ребенок совершает настоящее путешествие в страну «Книга» через различные произведения искусства, становится отважным путешественником и первооткрывателем. На библиотечных занятиях используются различные виды документов: книги, аудиокниги, готовые образовательные программы, собственные презентации и слайд-шоу.

Использование богатого потенциала различных документов  для конкретного занятия по определенной теме позволяют  знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Задача библиотекаря помочь учащимся  ориентироваться в бесконечном книжном пространстве.

Данная программа состоит из трех тематических блоков.

1.Книга Плюс: искусствоведческий блок. Учащиеся знакомятся с различными областями изобразительного искусства через литературные произведения народного творчества, мифологию, отечественную и зарубежную литературу, обзоры о художниках-иллюстраторах. Выполняют разнообразные творческие задания – рисуют, составляют кроссворды, загадки для одноклассников.

2.Книга Плюс : исторический блок. Он ориентирован на изучение истории, истории и культуры Санкт-Петербурга через виртуальные экскурсии, презентации, обзоры о художниках, памятниках искусства.

Ребята выполняют различные творческие задания, изготавливают рукописные книги. Вместе с родителями совершают экскурсии в культурные учреждения нашего города, составляют свой личный «маршрутный лист».

 

3.Книга Плюс: литературоведческий блок. Учащиеся изучают творчество детских писателей и поэтов, современную отечественную и зарубежную литературу, в том числе и периодическую. Создают собственные презентации книг или отдельных произведений, пытаются придумать личный детский журнал или газету, написать статью.

Эти направления  способствуют творческой активности учащихся и развитию тех практических умений и навыков, которые помогут в дальнейшем способствовать адаптации детей к новым условиям жизни и  формированию потребности в чтении и общекультурной грамотности.

В практической деятельности используется деятельностный подход, игровые, информационно-коммуникативные технологии обучения, метод диалогового общения, нетрадиционные формы организации учебной деятельности, театрализации и др.

Адресат программы: Программа ориентирована на  возрастные группы учеников начальной школы. Возраст детей – 10-12 лет. Условия приема: принимаются все желающие.

Формы подведения итогов: творческие работы, викторины, выставки, творческие мероприятия.

Основные направления деятельности:
- просветительская;
- организационно-массовое;
- учебно-воспитательная

Цель программы:

 Создание развивающего пространства для личности читателя через культуру и искусство.

 Задачи программы:

1.Приобщение учащихся к чтению через знакомство с произведениями культуры и  искусства.
2.Приобретение и развитие опыта эстетического восприятия художественных произведений.
3.Развитие способностей к восприятию красоты окружающего мира
4. Популяризация среди учащихся уважительного отношения к книге, произведениям культуры и искусства, прежде всего отечественным.


Предполагаемый результат освоения программы к концу года обучения:

  • ·         развитие личности учащегося;
  • ·         развитие эстетического восприятия и общекультурных навыков;
  • ·         воспитание самостоятельного мировоззрения на окружающий мир; 
  • развитие коммуникативных навыков: учащиеся смогут связно, последовательно и убедительно излагать мысли устно и письменно; 
  • повышение мотивации к чтению

Сроки реализации программы: 2 года, 144 часа (1 час в неделю).

Список литературы для учителей:

 1.                  Блудова Е. «Сокровище книги моей - экслибрис»  Ж. Юный художник №7, 1997.
2.                  Ивенский С. «Экслибрис»  Ж. Юный художник №7, 1981.
3.                  Адамов Е. «Ритмическая структура книги». М.: Книга, 1974.
4.                  Брылов Г. «Обложка книги». Л.: Издание академии художеств, 1929.
5.                  Вздорнов Г. «Искусство книги в Древней Руси». М.: Искусство, 1980.
6.                  Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка». Т.1, 2. М.: Терра, 1995.
7.                  Владимиров  Л. «Всеобщая история книги». М.: Книга, 1988.
8.     Добкин С. «Оформление книги». М.: Книга, 1985.
9.     «Книжное искусство СССР» В 2-х томах. М.: Книги, 1983.
10. «Краткий словарь иностранных слов». М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1951.
11. Кузнецов Э. «Звери и птицы Евгения Чарушина». М.: Советский художник, 1983.
12. Молок Ю. «Владимир Михайлович Конашевич». Л.: Художник РСФСР, 1969.
13. Сидоров А. «Искусство книги». М.: Книга, 1979.
14.  Фаворский  В. «Литературно-теоретическое наследие». М.: Советский художник, 198.
15. «Художественное конструирование и оформление книги». М.: Книга, 1971.
16. «Энциклопедический словарь юного художника». М.: Педагогика, 1983.
17.  Семёнова М. Мы — славяне! Популярная энциклопедия. — СПб.: ​Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.
18.Славяне. Иллюстрированная мировая история. М., 1999.
19.Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю.,Соколова А.А.Программа "Кругозор" с методическими рекомендациями: Для дошкольных общеобразовательных учреждений, 2007.
20. Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение», 2004
21.Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение», 2005.
22.Неменский Б.М. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 2007 г.
23. Кудрявцева Л. «Они творили и творят для самых маленьких». Ж. Дошкольное воспитание, 1994, №4.
24.  Сергуненков Б. Что нужно, чтобы рисовать сказки. Ж.: Детская литература, 1988, №9.
25. Терехов В. Труд усердный, безымянный. Ж.: Юный художник, 1991, 6.
26.Астафьева Н.В.,Воробьева В.Т. Дошкольникам о художниках детской книги. – М.: Просвещение, 1991. – С.27-40.
27. Пустовалова Путешествие в «Волшебный мир Чарушина». // Школьная библиотека. – 2003 – №4. – С.28-29.
28.Чудецкая А. Неизвестная жизнь Татьяны Алексеевны Мавриной. // Юный художник. – 1997 - №10.- С.12-15.
29.Алленова Е. Владимир Михайлович Конашевич. // Мурзилка. – 2001- №12. – С.19.
30.Папорова Т.  Просто волшебник. // Пионерская правда. – 2003 - №25 – С.7.
31. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24–27.
32. Гендина Н. И. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и ОУ / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2002. – № 10. – C. 24–31.
33. Гендина Н. Формирование информационной культуры / Н. Гендина // Школьная библиотека. – 2001. – № 6. – С. 3–6.

34. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и ОУ / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 280 с. : ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1–2).
35. Гендина Н. Формирование информационной культуры школьников : Программа и результаты исследования / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2000. – № 5. – С. 27–
36. Голубева Е. Информационная культура школьников / Е. Голубева // Библиотека. – 2005. – № 10. – С. 44–49.
37. Караваева Е. А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» / Е. А. Караваева // Школьная библиотека. – 2005. – № 8. – C. 40–46.
38.Полевина Е. В. Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями – подростками / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 43–52.
39. Полякова Т. Формирование информационной культуры учащихся в ОУ г. Санкт-Петербурга / Т. Полякова // Школьная библиотека. – 2002. – № 3. – с. 11–14.
40. Сукиасян Э. Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. – 2006 – № 1. – с. 7–11.
41.Формирование информационной культуры // Справочник библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2001. – с. 178–184.

 

Список литературы для учащихся:

1. Афанасьев А.Н.Русские народные сказки (любое издание).
2. Ершов П.П. Конек-горбунок (любое издание).
3.Даль В.И. Сказки (любое издание).
4.Одоевский В.Ф. Мороз Иванович (любое издание).
5.Ушинский К.Д. Сказки и рассказы (любое издание).
6.Мифы Древней Греции (любое издание).
7.Мифы Древнего Египта (любое издание).
8. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: АСТ, 2007 г.
9. Осетров Е. Сказ о друкаре Иване и его книгах. М.Стрекоза, 2007 г.
10.Мифы древних славян. Велесова книга. М.Белый город, 2006 г.
11.Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (любое издание)
12.Пушкин А.С. " Сказка о рыбаке и рыбке" (любое издание)
13.Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане» (любое издание)
14.Зарубежные народные сказки (любое издание).
15.Подарки феи: Сказки европейских писателей. М.: Ранок, 2008 г.
16. Перро Ш.Сказки (любое издание)
17.Андерсен Г.Х. Сказки (любое издание).
18.Гауф В. "Карлик Нос", "Маленький Мук" (любое издание).
19.Куприн А. Чудесный доктор. М.: Детская литература, 1989 г.
20.Черный С. Дневник фокса Микки (любое издание).
21.Черный С. Стихи для детей (любое издание).
22.Хармс Д. Стихи для детей (любое издание)
23.Зощенко М. Веселые рассказы для детей (любое издание).
24.Чуковский К.И. Чудо-дерево: сборник сказок (любое издание).
25.Троепольский В.Белый Бим, Черное ухо (любое издание).
26.Драгунский В. "Денискины рассказы"(любое издание).
27. Маршак С. «Стихи» (любое издание).
28.Пантелеев Л. "Честное слово" (любое издание).
29.Житков Б. Что бывало: рассказы (любое издание).
30. Маврина Т., Коваль Ю. Снег. – М.: Детская литература, 1985.
31. Сутеев В. Терем-теремок. – М., 2000.
32. Чарушин Е.И.Томкины сны. – М.: Детская литература, 1979.
33. Чарушин Е.И. Медвежата. – Л.: Детская литература, 1987.
34. Чарушин Е.И. Волчишко. – М.: Детская литература, 1989.
35.Тарутин Ю.Что я видел в Эрмитаже (любое издание).
36. Андрей Усачев, Виктор Чижиков. Котография на память М.: Время, 2009.
37. Андрей Усачев. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым.-М.Дрофа-Пресс,2008.
38. Андрей Усачев. Умная собачка Соня (любое издание).
39. Андрей Усачев. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых.- М.: Эксмо,2008.
40.Яснов М.Детское время - СПб: Детгиз,2008 г.
41.Байерс Б.Лебединое лето. – М.: Нарния,2007.
42.Бонд М.Медвежонок  Паддингтон (любое издание).
43.Вестли А.К.Папа, мама, восемь детей и грузовик. – М.:Махаон,2008.
44.Джонс Д.У.Воздушный замок. – Спб.: Азбука-классика,2008.
45.Литлл Д.Неуклюжая Анна. – М.:Нарния,2007.
46.Мурлева Ж.К.Река, текущая вспять. – М.: Самокат,2007.
47.Пеннак Д.Собака Пес. – М.: Самокат, 2008.
48.Нестлингер К.Само собой и вообще. – М.: Самокат,2008.
49.Ульф С.Моя сестренка – ангел. – М.: Нарния,2008.
50.Хауген Т.Ночные птицы. М.: Самокат,2008.
51.Марсель Э.Сказки кота Мурлыки. – М.: Текст,2006.
52.Барб – Гааль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. – СПб:Арка,2008.
53.Голь Н.Кошкин дом в Эрмитаже – СПб,Арка,2008.
54.Серия «Зачем и почему?» - М.: Мир книги, 2007-2009.

 Санкт - Петербург, 2009