Главная Написать нам Карта сайта

Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Задать вопрос

Календарь
событий

Семейная среда как фактор успешной адаптации ребёнка к школьному обучению

(в сокращении)

Н.К.Андриенко

 

Поступление ребёнка в школу становится настоящим испытанием для всей семьи. Волнения родителей не беспочвенны: как пройдёт для ребёнка адаптация к школьной жизни? Какими будут его успехи в учёбе? В чём будут проявляться трудности? Ответы на эти и подобные вопросы и станут оценкой воспитательных усилий взрослых членов семьи и во многом определят участь ребёнка в школе.

Все исследователи проблем, связанных со школьной адаптацией, отмечают, что переход к систематическому школьному обучению для вчерашнего дошкольника – сложный период, сопровождающийся перестройкой всего жизненного пространства (Э.М. Александрова, М.М. Безруких, Ф.Б. Березин и др.). Эти изменения связаны со следующими факторами: смена социальной обстановки; изменение режима дня; увеличение объёма нагрузки; интенсификация учебного процесса; изменение требований (в сторону их увеличения и ужесточения); изменение стиля общения учителя с детьми (в сравнении со стилем общения воспитателя).

Нетрудно понять, что ребёнку самому не справиться, ему необходима компетентная помощь взрослых, прежде всего родителей.

В жизни ребёнка дошкольника семья играет особую роль, на это указывают и классики педагогической науки, и современные педагоги. Семья – первая социальная среда, в которой ребёнок приобретает начальный жизненный опыт, представления об окружающем мире, усваивает нор мы и правила поведения в обществе.

Если воспитательная политика в семье строится грамотно, цель, содержание, методы воспитания определяются осознанно, с учётом возраста, возможностей и потребностей ребёнка, то положительный результат обязательно будет достигнут. Важно, что бы родители понимали, каким он должен быть. К сожалению, основную задачу подготовки к школе многие сводят к обучению чтению, письму и счёту. Получили дети некий запас знаний и умений – значит, успех в школе будет им обеспечен. Это глубокое заблуждение, хотя бы потому, что на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет однозначного ответа.

Главная задача семьи – создание условий для наиболее полного общего развития ребёнка (личностного, интеллектуального, физического). У него должны быть сформированы важнейшие качества – любознательность, познавательная активность, самостоятельность, креативность, организованность и многие другие, от которых будет зависеть его школьная судьба.

Как известно, развитие личности ребёнка происходит в процессе раз личных видов деятельности (предметная и изобразительная, игра, труд, конструирование, экспериментирование и пр.). Посредством деятельности ребёнок усваивает разнообразные знания, учится выражать отношение к усвоенному, приобретает практические умения и навыки взаимодействия с окружающим миром. Каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, поэтому дома необходимо создать все условия для включения ребёнка в различные виды деятельности, предоставить ему возможность много и разнообразно играть.

Ещё одно заблуждение родителей – определение в качестве временного периода подготовки к школьному обучению последнего перед школой года или, в лучшем случае, двух лет. Надо иметь в виду, что подготовка к школьному обучению начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Это процесс длительный, требующий от родителей знаний, умений и, конечно же, терпения. Психологи утверждают, что готовить ребёнка к школе нужно с рождения. Всё, чему постепенно, без спешки научится за этот период малыш, и составит фундамент его готовности к школьному обучению.

В чём заключается подобная подготовка? Прежде всего, с ребёнком нужно много общаться. Общение объединяет взрослых членов семьи и ребёнка, позволяет им передавать своему чаду социальный опыт. Благодаря общению со взрослыми происходит интеллектуальное и коммуникативное развитие ребёнка, увеличивается объём его словарного запаса, расширяется практический опыт. Через повседневное общение, совместную и самостоятельную деятельность детей можно развивать память, мышление, пространственное восприятие, мелкую моторику.

Ребёнку необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками, особенно в том случае, если он не посещал детский сад. У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неразвитым умением находиться и вести себя в коллективе, строить отношения с одноклассниками.

С детьми надо играть, создавать условия для самостоятельной игровой деятельности. На первый взгляд кажется, что игра – несерьёзное занятие, простое развлечение. На самом деле через игру и в игре происходит развитие способности регулировать своё поведение, формируется умение преодолевать «непосредственные им пульсы», контролировать свои действия, подчиняя их правилам.

Одна из задач семейного воспитания, имеющая непосредственное влияние на успешное обучение в школе, – воспитание у детей готовности к труду и умения трудиться. В процессе труда вырабатываются личностные качества, позволяющие ребёнку результативно справляться с учёбой. Он учится прилагать усилия для достижения цели, приобретает навык планирования своей деятельности, поэтапного выполнения действий, что в будущем окажется весьма важным.

Прекрасную возможность для подготовки к школьному обучению предоставляют прогулки. В ходе их дети учатся подмечать малейшие изменения в окружающем, рассказывать об увиденном. Вопросы взрослых побуждают детей к установлению причинно-следственных связей, обобщениям.

Родителям следует воспитывать у детей интерес к школе, мотивацию к учению. Любознательность, познавательный интерес свойственны дошкольнику, но они могут и угаснуть. Нужно подкреплять потребность ребёнка в познании, его желание учиться. Вырабатывать положительное отношение к школе, учебной деятельности не означает рисовать картину школьной жизни только розовой краской. Ребёнка следует знакомить и с некоторыми трудностями, с которыми он столкнётся. Осознание того, что эти трудности преодолимы и их не следует бояться, поможет ребёнку справляться со свои ми неудачами в период адаптации.

Большое внимание нужно уделять физическому развитию, укреплению здоровья детей, их эмоциональному благополучию. Нередко слабое здоровье, частые болезни приводят к плохой успеваемости, а затем и к нежеланию учиться. Укрепление здоровья детей, их приобщение к здоровому образу жизни – одна из важнейших задач семейного воспитания.

Литература

1.Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М., 2009.

2.Бережнова, О.В. Работа с семьёй при под готовке детей к школе / О.В. Бережнова. – М., 2011.

3.Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А. Давыдова. – М., 2010.

4.Завязкин, О.В. Увлекательно готовимся к школе / О.В. Завязкин. – М., 2010.

5.Павлов, И. Хочу учиться! : Родителям о психологической подготовке ребёнка к школе /

И.Павлов. – М., 2008.

6.Первушина, Е.В. Выжить в начальной школе. Как? : Книга для умных родителей / Е.В. Первушина. – М., 2010.