Календарь
|
Использование ЦИК как метода структурирования исторической информации по избранному периодуИспользование ЦИК как метода структурирования исторической информации по избранному периодуПодрядчикова Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №43 «Лингвистическая школа» Приморского р-на Санкт-Петербурга
Одним из самых серьезных вызовов в преподавании истории является, по общему мнению, обилие информации. И если преподаватели привыкли справляться с потоком дат, событий, персоналий, концепций благодаря усвоенным в высшей школе и в процессе преподавания методам и приемам организации информации – то детям приходится туго, и с каждым годом им все труднее становится ориентироваться в этом расширяющемся потоке. С приходом в нашу жизнь и, соответственно, в школу «карманных энциклопедий» в виде мобильников вопрос о том, что надо запоминать из истории, а что можно опустить – все чаще решается в пользу «ничего». Все можно посмотреть в Гугле. И само по себе это было бы не страшно – но, увы, умение давить на кнопки не равно умению работать с информацией – а, следовательно, и мыслить. По устоявшемуся мнению, умение работать с информацией включает в себя не только умение грамотно формулировать запрос и использовать эффективные приемы поиска, но и:
Способов организации исторической (и любой другой) информации существует огромное количество. Автор статьи не ставит себе целью изобрести новый метод – тем более что он уже существует и был предложен А.Н.Иоффе. Задача автора значительно скромнее – показать, как методическая модель цивилизационно-исторической карты помогает структурировать информацию не только длительного исторического периода, но и любого сколько-нибудь законченного отрезка в истории, и помогает не только педагогу, но и учащимся. Сам метод цивилизационно-исторических карт (ЦИК) подробно описан в статьях А.Н.Иоффе [1]. Там же он пишет о том, что этот «подход позволяет в преподавании исторических событий выделять … блоки, которые могут быть системно рассмотрены с выделением закономерностей и значимых характеристик». Другими словами – мы можем взять для анализа период любой протяженности, лишь бы он был относительно завершенным. В качестве примера рассмотрим период новейшей истории России – НЭП. >>> Читать статью полностью Авторы: Подрядчикова Светлана Владимировна, |