Учимся не для школы, а для жизни!

Non scholae, sed vitae discimus!

Календарь
событий

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока биологии

Семинар учителей биологии

                                                       Тема выступления

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока биологии

 Стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных  программ и получение объективной информации о достижении результатов образования. Эти результаты должны быть представлены системой предметных знаний и предметных  действий, а также системой метапредметных и личностных результатов.

  Необходимым условием реализации требований Стандарта является оценка результатов обучения, выявление уровня овладения учащимися системой биологических знаний и умений.

Объектом итоговой оценки по биологии в основной школе является достижение планируемых результатов, отражающих способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные в рамках основного содержания биологического образования: знание отличительных особенностей  живой природы, ее многообразия и эволюции, представление о человеке как биосоциальном  виде. Конкретизация учебного материала обусловлена его значимостью для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, повседневной жизни и практической деятельности. Личностные характеристики и ценностные ориентации не подлежат измерению и оценке с помощью количественных измерителей. Метапредметные  результаты по биологии формируются в ходе освоения содержания курса основной школы. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

К метапредметным результатам по биологии относят:

  1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, квалифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы  и заключения.
  2. Умение работать с разными источниками биологической информации: научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками. Умение сопоставлять и анализировать информацию.
  3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
  4. Умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, использовать при этом речевые средства для дискуссии.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

  1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов .
  2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
  3. Классификация органического мира.
  4. Значение биологического разнообразия, их роль в природе и для человека; механизмов наследственности и изменчивости.
  5. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения.
  6. Овладение методами биологической науки.
  7. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  9. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях, травмах, ожогах, обморожениях и т.д.

Возникает вопрос, какие технологии в учебно-образовательном процессе будут способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся? Достигать метапредметных результатов обучающихся при изуче­нии биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем  инновационной образовательной практики.

Информационные проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов к среде обитания  и ее относительностый характер.»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами города и области (проект «Охраняемые природные территории»).

Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование качества питьевой воды».  

Продуктивные проекты (кинопроекты) — дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие.

Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Чистый город!», транспаранты по защите природы, руководство для начинающих грибников).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

Подводя итоги, следует сказать, что одной из основных задач  современного  учителя  является работа  по формированию метапредметных  результатов  с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

 

       Литература:

Г.А.Воронина, Т.В.Иванова, Г.С.Калинова Биология. Планируемые результаты. М.: «Просвещение», 2013

Авторы: Скобникова Ирина Евгеньевна,