Календарь
|
Творческая проектная группа учителей географииГеография в условиях особой лингвистической среды нашей 43-ей школы И радость, и утешение в науках Плиний Среда обучения - это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Мы работаем в особой лингвистической школе. Концепция нашей школы, - «Полилог культур как средство формирования социальной зрелости выпускника школы с углубленным изучением иностранных языков». Наша школа осуществляет соизучение языков и культур трех европейских стран – Испании, Великобритании и Франции. Поэтому здесь формируется особая образовательная среда, где важнейшая роль отводится лингвистической составляющей. Однако, изучение языков это также взаимопроникновение различных культур. В самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей (и что может быть противопоставлено явлениям природы, существующим независимо от человека). В более узком смысле культура – это идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы. Кратко, культура – это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Географическая культура имеет право на существование, как самостоятельная и является неотъемлемой частью общего многогранного понятия культура. Она берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе. Каждый учитель имеет определенную миссию, учитель географии – это проводник массовой географической культуры в молодежную среду. Совместная концептуальная деятельность Совместная работа с 1995 года, приобрела черты творческого союза. Проанализировав и обобщив совместный опыт работы, мы убедились, что работа в творческой группе, где мы дополняем друг друга, обогатила нас и приносит значительные дивиденды: Таблица № 1 Приобретения от работы учителей географии школы № 43 Макаровой С. М. и Колиенко Т. В. в составе малой творческой группы
Особая образовательная среда нашей школы, географическая основа и творческая совместная деятельность позволяют в значительной степени расширить направления работы по предмету. Педагогические проекты учителей географии лингвистической школы № 43
Основные направления работы Схема №1
Подробнее остановимся на трех направлениях работы: Применение проектно - исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности: Наиболее продуктивной и интересной представляется организация исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность учащихся предполагает активизацию умственных способностей учащихся и развитие гибкого мышления, обучение учащихся способам работы с различной информацией, в том числе географической; усиление практической направленности обучения, следовательно, предполагает формирование широкого взгляда на мир, познание его во всем многообразии и единстве одновременно. Одной из особенностей такого подхода к обучению является возможность варьировать формы работы в связи с постоянно происходящими изменениями в мире. География это комплексный школьный предмет, который может самым широким образом использовать исследовательский подход в обучении, а также быть ярким примером интеграционных процессов в школе. В чем же уникальность этого метода? Во-первых, в его универсальности: он прост в применении, и очень легко может быть использован в любой сфере деятельности учителя и в каждой школьной дисциплине; во - вторых, его можно применять ежедневно на любом уроке, а затем органично развивать во внеурочное время. Очень важным моментом является то, что исследовательская деятельность не заканчивается на уроке, может продолжать жить своей жизнью дальше, что ее результат выходит за рамки школьной отметки. Процесс исследования может быть бесконечным. Часто в ходе работы возникают неожиданные повороты, происходит расширение предметных связей, выход за пределы школьной программы. Исследовательский подход используется на уроках систематически, поэтому хотелось бы привести примеры наиболее значимых исследований, которые проводились во время уроков и продолжались во внеурочной деятельности. Примером тому служат исследовательские проекты на тему: - «Последнее географическое открытие ХХ века». Это работа о выдающемся русском гидрографе и исследователе Б.А.Вилькицком, которая проводилась в школе в рамках программы «Малые Сервантесовские чтения». Участники исследований защищали свои работы на школьном, районном, городском и международных уровнях. Доклад по данному проекту был представлен в испанском городе Сарагоса на конгрессе «Дети - исследователи планеты» и получил там высокую оценку. - «Бурунди – концепция устойчивого развития стран Африки». Данная работа проводилась в рамках межшкольного исследовательского проекта «Опыт формирования базовых исследовательских навыков учащихся при изучении страноведческой информации». Все исследовательские проекты учащихся получили высокую оценку общественной организации «Африканское единство» и успешно используются на уроках при изучении Африки в курсе «Экономическая и социальная география мира». - «Куба. Пути выхода из экономического кризиса. Перспективы развития» - 10 -11 класс - «Гипотезы исчезновения цивилизации Майя» - 7 – 9 класс Эти интегрированные исследовательские работы проводились совместно со школьным научным обществом «PLUS ULTRA». Работы учащихся были представлены на конференции в Русском Географическом Обществе. В данном случае, исследования, начатые на уроках, переросли в более глубокие и серьезные работы. Говоря об особенностях этих работ можно сказать, что исследование проводилось учащимися разных классов и параллелей. Считаем, что проводимая нами работа на уроках в 7-х – 10-х классах, объединенная исследовательской темой и приведшая к единому результату, является нестандартным приемом. Такой методический прием развивает навыки работы в разновозрастном коллективе, формирует коммуникативную культуру школьников. Многим активным участникам исследовательских проектов такая работа позволяет сделать свой профессиональный выбор, а нам дает уверенность в том, что проектно-исследовательская деятельность актуальна, востребована, доступна для тиражирования и пропаганды. Таким образом, исследовательский подход позволяет решать наиважнейшие образовательные задачи: поднимается общая школьная мотивация (происходит преодоление монотонности, однообразия школьного процесса), формируются ценностные ориентации, идет приобретение информационных знаний и навыков, происходит положительное влияние на формирование «Позитивной «Я» - концепции», получение и развитие первых навыков научной, исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков, расширение возможностей ранней профориентации.
Музейная педагогика Санкт – Петербург - культурный, научный, промышленный, образовательный центр нашей страны. Поэтому в своей работе считаем обязательным посещение музеев, научных центров, промышленных предприятий. Все они выполняют в учебном процессе воспитательные и образовательные функции. Современный музей рассматривается как уникальная насыщенная предметно-пространственная среда, обладающая огромными потенциальными возможностями для образования личности. Прежде всего, это касается создания условий для накопления детьми и подростками разнообразных способов освоения окружающего мира. Если в школе ученик на протяжении многих лет учебы осваивает язык наук, то работа с музейными коллекциями дополняет и обогащает научную картину мира, дает опыт применения разнообразных методов познания. Интеграция школьной работы и музея дает возможность говорить о формировании единого образовательного пространства. Цели и задачи, которые ставятся нами при этом виде деятельности следующие: 1. Пробуждение интереса к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции. При составлении предметно-тематического планирования в рамках музейной деятельности, учитываем возрастные особенности учащихся их социальный статус, эстетические интересы. Следовательно, перечень посещаемых музеев и экскурсий может меняться или дополняться (табл. № 2) Естественно – научные музеи и научные центры Таблица № 2
Автобусные экскурсии
Результатом этой деятельности являются творческие и исследовательские работы, отчеты об экскурсиях, как в традиционной форме, так и с применением компьютерных технологий. Продукты, созданные ребятами, используем непосредственно на уроках. Таким образом, можно проследить компонент сотворчества, соавторства ученика и учителя. Интеллектуально - познавательные игры по литературным произведениям географической направленности
Схема № 2
Обучает: Игры способствуют качественному и более прочному усвоению знаний; стимулируют познавательный процесс к предмету и умственную деятельность; дают возможность повторять, обобщать и закреплять материал Развивает:
Воспитывает: Налаживая контакт, мы одновременно получаем возможность контролировать поведение ребенка. Прививая, бережное и терпеливое отношение друг к другу. Воспитываем патриотизм и бережное отношение к природе. И др. Цель – показать, что художественное произведение является одним из инструментов образовательной деятельности и дать возможность через художественное произведение осознать связь изучаемых предметов в школе Интеллектуально-познавательные игры адресованы самому широкому кругу учащихся, прежде всего, учащимся 6 - 10 классов. В играх принимают участие группы (команды), сформированные по разным принципам: - учащиеся одного класса или учебного заведения; - друзья или единомышленники, составившие свою команду; Образовательная потребность в чтении должна стать результатом специально созданных педагогических условий. Содержание игр подстроено под конкретное литературное произведение. Игра предполагает, что в ходе подготовки учащимся придется использовать все доступные им способы получения информации для анализа прочитанного произведения, а так же для расширения своих знаний. Это могут быть письменные источники (литературные произведения, исторические документы, мемуары и пр.), а также ресурсы Интернета и другие электронные документы. «Робинзонада» по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» «Малахитовая шкатулка» по сказам Павла Петровича Бажова
«По следам капитана Гранта» по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Книга предоставляет возможность вместе с героем побывать в таких местах, где ни разу до сих пор не был и становится «окном в мир». Эта работа помогает ребятам понять, что Интернет – это средство получать информацию, а книга – это средство научиться мыслить. Поэтому ни компьютер, ни телевизор, ни Интернет не заменят общение с книгой. Заключение Все проекты, которые мы реализуем в ходе нашей деятельности, призваны решать следующие задачи: 1. Повысить интерес к школьному предмету география; 2. Показать значимость географической науки в современном мире; 3. Повысить уровень экологического сознания; 4. Способствовать личностному развитию учащихся и учителя; 5. Раскрыть творческий потенциал учащихся и учителя; 6. Повысить общую грамотность, в том числе географическую и функциональную учащихся и учителя; 7. Использовать современные компьютерные технологии; 8. Расширить межшкольные контакты; В результате «погружения» в эту особую образовательную среду нашей школы, становится понятно, что предмет «география» играет интегрирующую и координирующую роль в общей концепции лингвистической школы «Полилог культур как средство формирования социальной зрелости выпускника школы с углубленным изучением иностранных языков».
Координаторы проекта: Колиенко Татьяна Владимировна, Макарова Светлана Михайловна, |